Сахалинский аквапарк позора

0

Путин как-то в сердцах пожаловался, что борьба с коррупцией в условиях российской реальности – это такая штука, которая имеет начало, но не имеет конца из-за того, что новые чиновники быстро начинают воровать с той же интенсивностью, с которой воровали старые чиновники, которых совсем недавно уволили или посадили.

Это только кажется, что так не может быть и что чиновники должны бояться угодить за решетку, если они пришли на место предыдущего чиновника, который оказался в СИЗО или уже сидит в тюрьме. В российской реальности бывает так, что некоторые коррупционные схемы вообще передаются по наследству от чиновника к чиновнику, или даже бывает так, что новый мэр или какой-нибудь государственный функционер приходит на место коррупционера и просто забирает себе уже отлаженные схемы, которые не выявили следователи и прокуроры. Пока в мире не придумали другого выхода, кроме как последовательно сажать, снова и снова, и потом опять сажать до тех пор, пока методом перебора не найдется честный и эффективный управленец на конкретную должность.

Я тут из чистого любопытства провожу небольшое исследование региональных территорий опережающего развития в российских регионах и, если честно, у меня волосы дыбом встают. Мы же вроде вместе с президентом и под его руководством собираемся строить прорывную цифровую экономику и привлекать частные инвестиции, а еще у нас вроде бы взят курс на то, чтобы бизнес никто лишний раз не кошмарил. Отлично, только получается, что в этих самых территориях опережающего развития, в которых компании-резиденты получают целую гору привилегий, в том числе налоговых, развиваются не конкурентные частные предприятия, а компании, у которых есть, скажем так, необоснованно теплые и близкие связи с местными губернаторами, которые ой как любят поддерживать государственными деньгами этих конкретных предпринимателей. Ну, это чисто совпадение такое, вы же понимаете.

Возьмем прекрасный, но очень невезучий на мой субъективный взгляд в плане подбора чиновников, остров Сахалин и на его примере посмотрим как это все выглядит. Я вам расскажу историю одного сахалинского мега-проекта, а вы мне в комментариях скажете не заметили ли вы в ней чего-то странного. Договорились?

Итак, в 2014 году на Сахалине, на территории опережающего развития, решают построить аквапарк. Причем не просто аквапарк, а мега-аквапарк – самый большой на Дальнем Востоке. Замечательно. Аквапарк будут строить за кредитные деньги, которые получит некая частная компания ООО “Городская управляющая компания”, но она сразу же отобьет этот кредит, потому что построенный аквапарк обещало выкупить за государственные деньги (более 3 миллиардов рублей) правительство Сахалина. Ну и конечно же, компания не будет работать себе в убыток, поэтому она еще и получит прибыль от продажи построенного объекта. Правда, шоколадные условия и рисков нет вообще никаких?

А теперь вопрос – где тут частные инвестиции? И второй вопрос: а знаете сколько компаний смогли участвовать в конкурсе на этот проект, с такими невероятно сладкими и прибыльными условиями? 10, 20, 5? Одна! Всего одна компания пришла на этот конкурс, и все потому что в документации на этот конкурс были указаны сахалинскими чиновниками такие параметры, что только проект организации ООО “Городская управляющая компания” под них подходил. Дошло до абсурда, как утверждали местные активисты ОНФ, в документации были указаны параметры с точностью до сотых долей квадратных метров. Например расчетная площадь комплекса должна была быть 22085,45м2 и ни миллиметра больше или меньше. Откуда такая точность? Как подозревали местные активисты ОНФ, такая точность параметров связана с тем, что они просто совпадают с проектной документацией составленной фирмой-победителем еще за несколько месяцев до конкурса. Честные закупки? Нет, не слышали.

А теперь внимание – вишенка на торте. Это всё безобразие началось еще до того, как под пресс антикоррупционной кампании попал предыдущий губернатор Сахалина Хорошавин, который был готов руками и ногами бороться за то, чтобы дать строителям аквапарка более трех миллиардов рублей государственного бабла. Казалось бы, после прихода к власти нового губернатора, все проекты старого, который погорел на коррупции, должны были, как минимум, подвергнуться самому тщательному аудиту, и по некоторым из них точно должны были пройти отмены решений прошлых руководителей региона, а некоторые вполне могли или даже должны были бы пополнить папки следователей СКР. А вот что мы имеем на практике:

1. Аквапарк все-таки купят за государственные деньги у частной компании за 3 миллиарда рублей. Ну, действительно, зачем губернатору Кожемяко строить какое-то сложное производство в регионе, если можно купить готовый аквапарк у друзей бывшего губернатора-коррупционера и отчитаться о развитии региона? Зацените иронию –

губернатор Кожемяко проекты Хорошавина не расследует, он на них пиарится!

И дело не в аквапарке, я на 100% за то, чтобы в любом российском регионе был центр водных видов спорта – это ведь реально хорошо для жителей. Но я за то, чтобы на этом не наживались сомнительные компании и категорически против того, чтобы частные инвесторы на деле оказывались частными получателями государственных денег.

2. Аквапарк так понравился губернатору Кожемяко, что его правительство решило выплатить часть денег за покупку аквапарка авансом еще до того, как он будет достроен. То есть получается, что частная компания строит на государственные деньги объект, который она же потом продаст государству с прибылью для себя. Кто-то тут лишний в этой схеме, вы не находите? А еще я знаю кого в этой схеме не хватает. В этой схеме не хватает следователя. Вот очень не хватает. Кстати, даже сахалинская Контрольно-счетная комиссия пришла к выводу, что “финансирование строительства аквапарка происходит под видом его покупки”, но в местном правительстве всем на это наплевать.
У них все хорошо.

3. Частная компания, которая строит и продает государству аквапарк, оказывается потом получит право на эксплуатацию этого аквапарка и будет за это тоже деньги получать! Вот действительно, наглость – второе счастье, а поддержка губернатора – первое счастье для сахалинских бизнесменов, особенно для тех, кто еще с Хорошавиным хорошо сотрудничал. Тут даже непонятно, как комментировать, кроме как пожелать Сахалину, чтобы на острове федеральный центр применил методы, которые сейчас применяются в Дагестане. По-моему уже пора, да и судя по письмам жителей Сахалина, которые я получаю, они тоже этого заждались.

Кстати, для полного счастья эксплуатантов аквапарка, региональная власть собирается за свои деньги, отвлекая их от других важных нужд, построить подъездную дорогу к аквапарку. У меня есть информация для жителей Сахалина: в других регионах, когда частный инвестор строит коммерческий проект, то очень часто местная власть заставляет этого частного инвестора построить подъездную дорогу, оборудовать её или расширить существующие дороги для того, чтобы город или область не платили за развитие частного бизнеса, а наоборот получали от этого развития прибыль. Я понимаю, что для Сахалина это звучит дико, но это современная российская реальность. Я очень надеюсь, что эта реальность рано или поздно доберется и до Сахалина, и там перестанут вкладывать государственные деньги в сомнительные частные проекты. А ещё я очень надеюсь, что в этом прекрасном российском регионе будет развиваться здоровая экономика и здоровый бизнес, который будет помогать государству, а не жить за его счет.

Пишет ruslanostashko (ruslanostashko)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ