Как мы обещали, мы выехали в Поронайский район с Валерием Стародубовским, который вынашивает планы строительства ферм, машинно-тракторной станции, цеха по изготовлению комбикорма и перерабатывающего завода по производству сыра. Мы намерены отслеживать ход реализации этого проекта, попутно выявляя все что помогает, либо мешает развитию этого комплекса на селе.
Наш путь лежит по автодороге регионального значения Южно-Сахалинск-Оха. Уже не обращая внимания на наличие, или скорее отсутствие достойных уборных вдоль трассы, останавливаемся выпить горячего кофе в поселке Взморье.
У ларька расположились постояльцы местного рынка, торгующие запасами морского побережья – крабами. “Организованные” прилавки, расположившиеся в отдалении, пусты.
Вокруг вьется стайка собак, которые привыкли здесь получать подачки из рук автомобилистов.
Следующая остановка – вновь дары моря. На этот раз это креветка, или как ее называют на островах – “челимы”.
Название редкое, не знакомое жителям материковой части нашей страны. Удивляемся ценам. Пакет с “большой” креветкой стоит тысячу рублей, с маленькой – цена в два раза ниже. Стоит напомнить, в магазинах этот товар стоит несколько дешевле. Возможно, местные торговцы решили, что их продукция свежее и цена оправдана.
Конечно, все эти события не касаются напрямую развития села и реализации того самого проекта. Однако, на наш взгляд, они хорошо иллюстрируют ситуацию в глубинке. Иллюстрирует наряду с другой картиной, которая развернулась по пути нашего следования вдоль побережья острова. Сети…сети и еще раз сети. Они выставлены везде, где только можно. Их дополняет “армия” рыбаков, которые расположились у моря и в устьях рек. А что вы хотели? Путина, день год кормит, не до сельского хозяйства.
Цель нашей поездки – село Забайкалец. Заехав в округу села, мы двинулись по грунтовой дороге, которая оказалась еще жива и была проложена вдоль существующих животноводческих комплексов, существующих сейчас в виде разрушенных зданий и вдоль заросших молодыми деревьями полей и пастбищ.
Валерий увлеченно показывает нам: “Здесь будет новая МТС, здесь цех по изготовлению кормов, здесь новые корпуса для коров”, в общем как у Петра-I, который правил на Руси – “Здесь будет город заложон…”
(!!!) Кстати, МТС это не мобильный оператор, это гараж где живут и ремонтируются трактора, сеялки и прочие приспособления для выращивания картофеля-свеклы-моркови. В миру – машинно-тракторная станция.
Хотели найти поля где пасутся коровы пахомовской породы, которых перегнали сюда из Южно-Сахалинского совхоза. Проехать не смогли, дорога упиралась в раскисший тракт, и он оказался не по силам изнеженному европейскому автопрому.
Местные говорили, что худо коровкам тут, что этот совхоз обещал освоить заброшенные поля. Не случилось.
Встретились с местным фермером.
Этот уважаемый житель села, в прошлом зоотехник, живо интересовался происходящим и предлагал поставить “там коровник, там свинарник, там пахать, там рубить, воду отводить”. Соскучился по настоящему делу.
А что в самом селе? Там стоят декорации для съемок кинофильма “Сталкер”.
Именно так мы могли бы охарактеризовать тот антураж, который находится в поселении. В голове тихо шелестела фраза одного умного человека: “Бытие определяет сознание”. И мы ее усиленно отгоняли. Есть в этом селе свои фермеры, есть подсобные хозяйства. Однако, плодородные земли района так и не стали подспорьем в его развитии.
Не случилось. Почему так? Возможно люди работают не так, как ожидают чиновники. Возможно, сами чиновники так и не смогли создать условия для успешного развития фермерства. Кто сейчас их рассудит?
В разговорах звучали жалобы на отсутствие рынка сбыта (кому нужны мои корнеплоды?) и проблем с сертификацией выращенной продукции. За этой бумагой необходимо ехать аж в Южно-Сахалинск. А работать кто будет? Так лошадь и работает. Техника в лизинг? Нет, даже не собираются. Какой лизинг без “сбытинга” свеклы?
Так стихийно прошла очередная встреча с людьми, которые ждали подвоза комбикорма и, попутно, решили попытать “москвича” на предмет зарплаты, возможности купить у него комбиркорм дешевле и устроится на работу на ферму.
Скажем сразу, в зале тяжело завис скепсис. Для селян это очередные проекты и разговоры, они уже не верят обещаниям.
Обратно в Южно-Сахалинск ехали молча. Как раз та ситуация, когда лучше молчать, чем говорить…Мы продолжаем отслеживать попытку становления села в отдельно взятом районе Сахалинской области.
Что было, что будет, кто коровье вымя приголубит…